Свентовид.

      Издавна русские язычники, по словам христианского историка Адама Брешенского, ездили в Курляндию и на остров Рюген, а следовательно имели одних богов с Балтийскими славянами.
      Историк Николай Карамзин в своей «Истории Государства Российского» так пишет о боге Свентовиде:
      «Между богами добрыми, славился более прочих Святовид, которого храм был в городе Арконе, на острове Рюгене, и которому не только все другие славяне, но и короли датские, исповедуя уже христианскую веру, присылали дары. Кумир его величиною превосходил рост человека, украшался одеждою короткую сделанную, сделанною из разного дерева; имел четыре головы, искусно счесанные бороды и волосы остриженные, ногами стоял в земле, и в одной руке держал рог с вином, а в другой лук; подле идола висела узда, седло, меч его с серебряными ножнами и рукояткою».
      Из всего этого мы видим, что Свентовид был одним из верховных богов, наряду с Перуном. Мощь Свентовида уважали и почитали не только славяне, но и принявшие христианство датчане. Можно заметить, что христиане и до сих пор празднуют день святого Вита, со многими языческими обрядами. Следовательно, святой Вит - это не более, чем переделка христиан. Они понимали, сколько силы и мощи содержит культ Свентовида, и решили использовать ее в своих целях. Но все напрасно: сила Свентовида поможет лишь истинным язычникам!
      В подтверждение можно привести слова Карамзина: «по известию Мавро-Урбина, один из христианских князей в Богемии, выписал мощи святого Вита, желая обратить к ним усердие народа своего, который не переставал обожать Святовида». Привязанность не только балтийских, но и других славян к богу Свентовиду говорит о том, как сильно он почитался. Славяне особо почитали знамена, с которыми они шли в бой. Знамя балтийских вендов, по словам историков, «отменной величины и пестрое». Оно по обыкновению стояло в храме Свентовида и считалось богинею, которая войнам, идущим с ней, давала силу. Датский король Вольдемар сжег его в Арконе, «взяв, сей город» - говорит Карамзин.
      В Дитмаровской летописи упоминается о двух славянских знаменах, которые считались обожествленными самим Свентовидом.
      Славяне строили великолепные храмы не такие высокие, как греческие или римские, но с резьбою, и особым богатством украшений. Но здесь нас интересует храм Свентовида.
      Очевидцы говорят о храме следующее: «Главный храм отличался своим художеством, украшенный внутри и снаружи выпуклым изображением людей, птиц, зверей так сходных с природой, что они казались живыми; краски же на внешности храма не смывались дождем, не блекли, не тускнели. Следуя древнейшему обычаю, войны отдавали в храм Свентовида, десятую часть добычи своей и всякое оружие побежденных неприятелей. В святилище хранились золотые и серебряные чаши, ножи, мечи и прочие драгоценности.
      Деревянный храм Арконский был срублен весьма искусно, украшен резьбою; одни врата служили для входа в его ограду. Священный конь Свентовида, содержался в особом здании».
      При помощи священного белого коня, жрецы предсказывали будущее. Чтобы предсказать будущее на год вперед, его водили через копья. Если конь шагал с правой ноги, то народ ожидал славы и богатства.
      В Штетине конь был вороной и предвещал успех, если совсем не касался копий.
      У славян было множество праздников, которые праздновались в различное время года. Главный из них - это сбор урожая. В Арконе этот праздник совершался особым образом. Карамзин описал его так: «Волхв должен был на кануне, вымести святилище, непреступное для всех, кроме него. В день торжества, взяв из руки Святовида рог, смотрел, наполнен ли он вином, и потому угадывал будущий урожай; Выпив вино, снова наполнял сосуд и вручал Святовиду; Приносил богу своему медовый пирог, длиною в рост человека, спрашивал у народа, видит ли он, народ этот пирог и желал, чтобы в следующий год сей пирог, был съеден идолом в знак счастия для острова. Наконец объявлял всем благословение Святовида, обещая войнам победу и добычу, земледельцам обильный урожай».
      Немецкие завоеватели, покорив вендов в Германии, недолго терпели их упорство в вере и, наконец, озлобленные разрушили их храмы и сожгли заповедные рощи и самих жрецов. Но Рюген еще долго держался и пал уже после того, как Владимир «просветил» Русь «учением» христианства.
      Все народы должны любить веру прадедов своих, и все обычаи должны быть для них святынею. И тогда будет у народа и сила и слава!


      Владимир.

Назад

Hosted by uCoz